ПОМОЩНИК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Торгово-промышленная палата Казахстана упразднена –
ее функций переданы Национальной палате предпринимателей
События

Sorry: We are unable to display this feed at this time

Информеры
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Новости Финансов

Sorry: We are unable to display this feed at this time

Вакансии
Последние статьи
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Регистрация предприятий в РК
Регистрация предприятий

В рамках исследования Doing Business были проанализированы все официальные процедуры, которые должен пройти предприниматель, чтобы зарегистрировать предприятие и начать работу. Они включают в себя получение всех необходимых лицензий и разрешений, прохождение всех необходимых проверок и отсылку уведомлений в государственные органы.

По результатам анализа законодательства и открытой информации о том, как создать новое предприятие, был составлен подробный перечень процедур, который также включает данные о временных и финансовых затратах и о минимальных требованиях по формированию уставного капитала. Данные, включенные в данный список, проверяются местными юристами, специализирующимися на регистрации предприятий, и государственными служащими.

Также собирается информация о последовательности процедур и о возможности их одновременного прохождения. Предполагается, что предприниматели могут без проблем получить необходимую информацию, и государственные регистрирующие органы не подвержены коррупции. Если мнения местных экспертов разделились, изыскания продолжаются до получения достоверной информации.

Для того, чтобы данные, полученные в разных странах, можно было сравнивать, исследование базируется на ряде предположений об изучаемом предприятии и процедурах.

Предположения о предприятии
Предприятие

Является обществом с ограниченной ответственностью. Если в стране существует несколько типов обществ с ограниченной ответственностью, то выбирается наиболее распространенная форма. Работает в самом крупном городе страны. Принадлежит местным предпринимателям и имеет не менее 5 совладельцев, ни один из которых не является юридическим лицом. Имеет стартовый капитал, который в 10 раз превышает размер дохода на душу населения по состоянию на конец 2008 года. Стартовый капитал должен быть внесен наличными. Осуществляет производство или продажу товаров или услуг населению. Предприятие не занимается внешнеторговой деятельностью и не работает с товарами, на которые распространяется действие специального налогового режима, например, алкоголь и табак. Оно не использует производственные процессы, которые загрязняют окружающую среду. Снимает производственные мощности и офис и не владеет недвижимостью. Не пользуется какими-либо льготами. Имеет от 10 до 50 местных сотрудников. Имеет оборот, который как минимум в 100 раз превышает доход на душу населения. Устав компании должен содержать как минимум 10 страниц.

Процедуры

Под процедурой понимается любое взаимодействие между учредителями компании и сторонними лицами (например, государственными органами, юристами, аудиторами и нотариусами). Взаимодействие между основателями компании, официальными лицами компании и ее сотрудниками не рассматриваются как процедуры. Процедуры, которые должны быть пройдены в одном здании, но в разных помещениях, рассматриваются как различные процедуры. Если основатели компании вынуждены несколько раз посещать одно и то же учреждение для прохождения разных процедур, каждая из процедур учитывается отдельно. Предполагается, что учредители сами проходят все процедуры и не прибегают к услугам посредников, бухгалтеров или юристов, если это не предусмотрено законодательством. Если учредители обязаны пользоваться услугами профессионалов, процедуры, прохождением которых они занимаются, учитываются отдельно.

Как предрегистрационные, так и пострегистрационные процедуры, которые предприниматель вынужден проходить, чтобы начать работу, учитываются в исследовании.

Процедуры, которые включают в себя взаимодействие с государственными органами, также принимаются во внимание. Если компания должна удостоверять официальные документы своей печатью, то ее получение включается в перечень процедур. Таким же образом, если компания должна открыть банковский счет для регистрации в качестве плательщика НДС или налога с продаж, данные действия квалифицируются как процедура.

Меры по минимизации количества процедур принимаются во внимание, если они соответствуют 4 критериям: являются законными, общедоступными, применяются большинством компаний и позволяют избежать значительных задержек.

В данном исследовании отражены только те процедуры, которые распространяются на все предприятия. Процедуры, которые типичны для определенного сектора экономики, не рассматриваются. Например, процедуры по соблюдению природоохранного законодательства принимаются во внимание только в том случае, если их действие распространяется на все предприятия. Процедуры, которые компания вынуждена проходить при подключении к электросетям, водопроводу и газопроводу, не рассматриваются в рамках данного исследования.

Временные затраты

Временные затраты указываются в календарных днях. Данный индикатор отражает средний показатель временных затрат, которые по мнению юристов, специализирующихся на вопросах регистрации, необходимы на прохождение той или иной процедуры. Предполагается, что минимальное время прохождения одной процедуры равняется одному дню. Хотя процедуры могут проходить одновременно, но начинаться они должны в разные дни. Процедура считается пройденной, когда компания получает итоговый документ, например, свидетельство о регистрации или номер налогоплательщика. Если процедура может быть ускорена путем внесения дополнительной платы, рассматривается именно ускоренный вариант процедуры. Предполагается, что предприниматель не тратит время попросту и сразу начинает проходить оставшиеся процедуры. Время, затраченное предпринимателем на сбор информации, не принимается во внимание. Предполагается, что предприниматель осведомлен обо всех требованиях и о последовательности процедур и что он не вступал в предварительные контакты с официальными лицами.

Затраты

Затраты фиксируются как процент от дохода на душу населения в стране. Затраты включают в себя все официальные выплаты и гонорары за юридические и другие профессиональные услуги, если данные услуги оговорены в законодательстве. Затраты на легализацию отчетности компании включаются в затраты, если эти действия требуются по закону. Законодательство, регулирующее деятельность компаний, коммерческий кодекс, конкретные положения и перечни официальных выплат используются в качестве источников информации для подсчета затрат. В случае отсутствия подобных перечней, мнение официального лица рассматривается в качестве официальной информации. В случае невозможности получения мнений официального лица, используются мнения юристов, занимающихся вопросами регистрации. Если юристы предоставляют различные данные, применяется средняя величина. В любом случае, взятки в расчет не принимаются.

Минимальный оплаченный капитал

Под минимальным оплаченным капиталом понимаются средства, которые предприниматель обязан депонировать в банке или у нотариуса перед началом процесса регистрации и на протяжении 3 месяцев после его завершения. Минимальный оплаченный капитал рассчитывается как процент от дохода на душу населения в стране. Размер минимального оплаченного капитала, как правило, оговаривается в коммерческом кодексе или в законодательстве, регулирующем деятельность компаний. Во многих странах, где существует требование по внесению минимального оплаченного капитала, предприятия могут оплатить лишь часть данной суммы до начала процесса регистрации, тогда как оставшаяся часть должна быть внесена по истечении первого года работы компании. В Италии в июне 2009 года минимальный уровень достаточности собственного капитала для обществ с ограниченной ответственностью составлял 10 000 евро, из которых 2 500 подлежали оплате до регистрации. Таким образом, зарегистрированный минимальный объем оплаченной части уставного капитала составлял 2 500 евро, или 9,7 процента дохода на душу населения. В Мексике минимальный уровень достаточности собственного капитала составлял 50 000 песо, пятая часть которого подлежала оплате до регистрации. Таким образом, зарегистрированный минимальный объем оплаченной части уставного капитала составлял 10 000 песо, или 8,9 процента дохода на душу населения.

Эта методология была разработана в работе Djankov и др. (Djankov and others 2002) и используется в настоящем докладе с незначительными изменениями.